Политика ментального здоровья Великобритании Нуркатов Е.М.

Политика ментального здоровья Великобритании

Нуркатов Е.М.

Медицинский центр проблем психического здоровья г. Астана


Ұлыбританияның ментальды денсаулық саясаты

Аңдатпа

Психикалық денсаулықтың мемлекеттің әлеуметтік бағыт-бағдарының маңызды көрсеткіші екендігі анық. Бұл – оның өз азаматтарына деген жауапкершілік деңгейін танытатын мәселе. Ментальды денсаулық бойынша Еуропалық Жоспар әрекеттеріне сәйкес, психикалық денсаулық пен психикалық сәттілік өмір сапасын анықтайтын әрі адамға қоғамның шығармашылығы жоғары да белсенді мүшесі ретінде өмір сүруге мүмкіндік беретін бірліктері болып табылады.

Ұлыбританияның қазіргі ментальды денсаулықты сақтау жүйесі пәнаралық байланысқа негізделген. Соның арқасында жан-жақты кәсіби тұтастық құраған топ мамандарының көмегіне жүгіну мүмкіндігі туындап отыр.

Тірек сөздер

психикалық денсаулық, сәттілік, өмір сапасы, денсаулық саясаты

Summary

There is no dispute to the proposition that mental health is an important indicator of social orientation of the state, reflecting the extent of its responsibility to its citizens. According to the European Action Plan on Mental Health (1), mental health and mental well-being are fundamental to quality of life, enabling people to experience life as meaningful and to be creative and active members of society.
The contemporary system of the mental health care in Great Britain is based on the multidisciplinary approach, which ensures assignment to aid by the wide spectrum of specialists, united into the poly-professional team.

The keywords

mental well-being, mental health, to quality of life, policy

В настоящее время не вызывает споров положение, что состояние психического здоровья населения является интегральным показателем социальной ориентированности государства, отражающим степень его ответственности перед своими гражданами. Согласно Европейского плана действий по охране психического здоровья (Хельсинки, Финляндия, 2005 г.) психическое здоровье и психическое благополучие — это важнейшие составляющие высокого качества жизни, позволяющие людям считать свою жизнь полноценной, значимой и являться активными и созидательными членами общества.

В настоящее время охрана психического здоровья в Великобритании осуществляется в виде многоуровневой системы профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мер, формирующих Государственную  Политику Ментального здоровья.

Великобритания придерживается рекомендаций Всемирной Организации Здравоохранения, которые подчеркивают необходимость  наличия национальной политики в области ментального здоровья (WHO, 2005a, 2005b) как основного компонента в процессе обеспечения максимально возможного уровня психического здоровья общества. Национальная политика ментального здоровья определяется как свод утверждений и установок, влияющих на процесс принятия решений и непосредственно ориентированных на сферу психического здоровья (McCulloch, Lawton-Smith, 2012).   Данная политика реализуется посредством законодательных актов (законов, mental health white paper), прямой административной политики (опубликованных заявлений, отчетов) и «неписанных правил» (вербальные инструкции, указания Министерств).

Лица, страдающие психическими расстройствами, находятся под влиянием не только медицинских (связанных с самой болезнью), но и различных социальных факторов, таких как общее здравоохранение, благосостояние, политика трудоустройства и обеспечения жильем. В связи с этим, общепризнанной является структурообразующая и координирующая роль  политики ментального здоровья, как регулятора деятельности различных социальных секторов в оказании необходимой помощи пациентам с психическими расстройствами (Knapp, McDaid, Mossialos, Thornicroft, 2007).

Страны входящие в состав Великобритании имеют собственную политику ментального здоровья. При этом подчеркивается, что Шотландия опережает другие страны Объединённого Королевства по уровню продвинутости ментальной политики и законодательства. К примеру, Шотландское психиатрическое законодательство требует обязательного учета возможностей пациента принимать решения по поводу своего здоровья в ходе лечения, в Англии такого нет.  Непосредственно в Англии дальнейшее развитие ментального сервиса находится среди  актуальных предстоящих задач.

Ментальная политика до 1979 г.

Ранний этап развития политики ментального здоровья относится к  Викторианскому периоду, когда началось применение законодательных актов по контролю за психиатрическими лечебницами.   В дальнейшем, вплоть до окончания Второй мировой войны  психиатрическая помощь Великобритании оставалась прежней закрытой системой, отделенной от остальной системы здравоохранения, с акцентом на институциональную помощь.  Однако, уже в то время были предприняты первые шаги по предоставлению таких альтернативных сервисов как внебольничная помощь (outpatient care), в принятом в 1930 г. законе The Mental Treatment Act появилось новое понятие и вид сервиса «добровольное лечение» (Bennett, 1991).

Активные изменения в национальной политики ментального здоровья начались  после окончания  Второй мировой войны, с момента когда психиатрическая помощь стала частью Национальной Системы Здравоохранения  (NHS, 1948). Именно в этот период (с 1950 годов)  начался процесс деинституционализации, сопровождавшийся значительным  уменьшением  количества коек в психиатрических больницах, открытием острых психиатрических отделений и блоков в общих соматических госпиталях, появлением дневных центров и общественной помощи.  Указанные тенденции были закреплены в The Mental Health Act of 1959, в котором на первый план была выдвинута новая задача - развитие общественной психиатрии. Тем не менее, активный процесс закрытия крупных психиатрических стационаров привел к тому, что пациенты с наиболее тяжелыми и стойкими психическими расстройствами остались без адекватной необходимой помощи, поскольку считалось, что данные расстройства и их последствия связаны с институционализацией (McCulloch, Lawton-Smith, 2012).

Ментальная политика с 1979 по 1997 гг.

Национальная Политика психического здоровья в период Консервативного правительства определялась, в основном, исследованием последствий процесса деинституционализации.  В 1983 был введен в действие Закон о Психическом здоровье (Mental Health Act), который был направлен на серьезное усовершенствование Закона 1959 года.

В продолжении данного времени:

  • Была создана Комиссия по защите прав пациентов психиатрических клиник.  
  • Политика была направлена на нужды пациентов с тяжелыми психическими расстройствами и изучение их гомицидов, поскольку модель стационарной помощи и недифференцированных общинных сервисов не обеспечивала потребностей данной группы пациентов.
  • Введение обязательного лечебного планирования (obligatory care planning) для пациентов, нуждающихся во вторичной психиатрической помощи. 
  • Введение супервизионных регистров, выписки по состоянию (conditional discharge)  и обязательного расследования серьезных инцидентов.
  • Развитие специализированных сервисов для детей и бездомных.


Политика в период правительства новых лейбористов

В 1999 году Департаментом Здравоохранения была утверждена  «Национальная структура сервиса для психического здоровья» (National Service Framework for Mental Health, NSFMH) с всеобъемлющей и амбициозной программой для службы психического здоровья, с целевой группой (вначале) - взрослых трудоспособного возраста, а затем  пациентов пожилого возраста (2001) и детей и молодежи (2004).
В данной программе были установлены 6 корневых целей NSFMH:

  1. Модернизация первичной, вторичной и третичной системы охраны психического здоровья
  2. Улучшение общественного психического здоровья
  3. Снижение суицидов
  4. Улучшение общественной безопасности
  5. Улучшение качества помощи
  6. Улучшение поддержки для лиц оказывающих помощь

Наряду с главными целями в National Service Framework  были определены  7 стандартов предоставления mental health care:

Стандарт 1 (Promotion and Prevention) - Продвижение и поддержание службами медицинского и социального сервисов психического здоровья в обществе на индивидуальном и общественном уровнях, а также обеспечение социальной инклюзии и преодоление дискриминации лиц  с психическими расстройствами.

Стандарт 2 и 3 (Primary Mental health Care) - Предоставление лучшей первичной помощи, начиная с идентификации и оценки нужд пациентов, получения эффективного лечения и заканчивая постоянной консультативной помощи профильного специалиста.

Стандарты 4 и 5 (Secondary Care) ориентированы  на обеспечение необходимых сервисов лицам с обострениями заболевания, при кризисных состояниях, в том числе, своевременной стационарной помощи.

Стандарт 6 (Carers) – нацелен на выявление и оценку нужд лиц, предоставляющих регулярную и реальную помощь пациентам с тяжелыми психическими расстройствами.

Стандарт 7 - должен обеспечить снижение уровня суицида как минимум на 20% к 2010 г используя службы охраны здоровья и социальные сервисы, которые должны играть полноценную роль в достижении предыдущих целей «белой книги» общественного здоровья.

План NHS  - был утвержден Департаментом Здоровья в 2000 г., где были определены  главные цели для службы ментального здоровья - организация 50 команд ранней интервенции к 2004 г, внедрение 335 команд кризисного разрешения к 2004,  а также - 220 команд ассертивной программы к 2003 г.

Коалиционное правительство выдвинуло  новую стратегию ментального здоровья (Department of Health, 2011), где были установлены 6 основных целей. В целом, они  посвящены достижению хорошего ментального здоровья населения, полноценного выздоровления лиц с ментальными проблемами, хорошего физического состояния пациентов с психическими расстройствами, позитивного опыта получения  помощи и поддержки, уменьшения возможного вреда от пользования современными сервисами ментального здоровья, снижению уровня стигматизации и дискриминации лиц с психическими расстройствами.

Суммируя, необходимо отметить, что дальнейшими направлениями Mental Health Policy in the UK  являются решение следующих задач  (McCulloch, Lawton-Smith, 2012):

  1. Улучшение помощи детям и пожилым;
  2. Продвижение ментального здоровья всего населения страны;
  3. Обеспечение  интеграции health and social care;
  4. Обеспечение персонализированной помощи лицам с психическими расстройствами;
  5. Дальнейшая разработка законодательства по ментальному здоровью.

При сравнении существующих политики и практики ментального здоровья в Великобритании и Казахстане, необходимо выделить главные отличия, к которым относятся следующие:

  • В Великобритании, в отличие от  Казахстана, политика и система ментального здоровья ориентирована на активное воздействие на всех акторов,  вовлеченных в процесс взаимодействия болезни и человека – индивидуума с психическим заболеванием, родственников и близких пациента, общество, профессионалов, предоставляющих помощь, политиков.
  • Односторонность существующей системы оказания помощи пациентам с психическими расстройствами  в Казахстане - преимущественно институциональная (в крупных госпиталях), стационарная помощь (нацеленная на медикаментозную коррекцию ментального состояния) при отсутствии общинных сервисов;
  • Сбалансированная система оказания помощи людям с психической патологией в Великобритании, с превалированием широкого диапазона сервисов общинной помощи  в сочетании  современной стационарной помощи;
  • Современная система охраны ментального здоровья Великобритании основана на мультидисциплинарном подходе, что обеспечивает предоставление помощи  широким спектром специалистов, объединенных в полипрофессиональную команду - психиатров, психологов, психотерапевтов, медсестер, социальных работников,  специалистов по трудоустройству;
  • Постоянный акцент  в ментальной практике Великобритании на достижении социальной инклюзии и максимально возможного высокого уровня качества жизни пациентов с шизофренией на фоне борьбы с дискриминацией.  Данный аспект  практически отсутствует в реальной системе оказания помощи психически больным в Республике Казахстан.

Использованная литература

  1. WHO, (2005), The European Action Plan on Mental Health, Helsinki.
  2. Mental Health atlas (2005) World Health Organization, 264 J – M.
  3. The annual statistical digest “Mental health services for the population of the Republic of Kazakhstan for the 2010-2011 years”  
  4. World Health Organization (2005a) Mental Health Declaration for Europe: Facing the Challenges, Building Solutions. Copenhagen: WHO.
  5. World Health Organization (2005b) Mental Health Declaration for Europe: Facing the Challenges, Building Solutions. Copenhagen: WHO.
  6. McCulloch A. and Lawton-Smith S., UK mental health policy development. In “Working in Mental health.  Practice and Policy in a changing environment”  by  Peter Philips, Tom Sandford and Claire Johnston 2012
  7. Knapp M., McDaid D., Mossialos E., Thornicroft G., Mental Health Policy and practice across Europe, Open University press, 2007.
  8. Department Of Health (1999) National Service Framework for Mental Health, London: Department Of Health.
  9. Department Of Health (2011) No Health without Mental health: delivering better mental health outcomes for people of all ages, London: Department of Health.