Аддиктивное поведение у подростков. Зависимость от азартных игр Пашкевич З.П.

Современное общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Происходит резкая смена привычных стереотипов, финансового положения

Эти факторы и многие другие способствуют потере чувства безопасности у многих людей. Возникает реальная проблема страха перед действительностью.  Этот страх порождает стремление уйти от реальности. Искусственным путем изменить своё психическое состояние, что дает иллюзию безопасности, восстановление равновесия. Это так называемое аддиктивное поведение.

Существуют разные виды аддиктивного поведения.
(фармакологическое и нефармакологическое).

Подростковый возраст  -  сам является кризисным явлением. В этом периоде формируются важные качества, такие как стремление познать себя и других,  поиск идентичности, желание самоутвердиться, формируются нравственные убеждения.

Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и  слишком односторонний способ выживания - уход от проблем. Естественные адаптационные возможности аддикта нарушены на  психофизиологическом уровне.

Первым признаком этих нарушений является ощущение  психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт может  быть нарушен по разным причинам, как внутренним, так и внешним.  Перепады настроения всегда сопровождают нашу жизнь,  но люди по разному воспринимают эти состояния и по разному на них реагируют. Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за  происходящее и принимать решения,  а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью фрустаций.  В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций.

Игровая деятельность (гамблеризм) или  «лудомания» - это болезненная страсть к играм (в том числе к рискам) в карты,  игровые автоматы, ставки, лотереи и пр. проблема не новая в мире и Всемирной  организацией  здравоохранения она включена в разряд психических заболеваний. По   «МКБ 10»  пересмотра отнесена к расстройствам привычек и влечений (F63),  но  пока не ведется учет этой категории больных.

Любая зависимость формируется постепенно и начинается с первого опыта.  Первые пробы табака, алкоголя, наркотика, участие в азартной игре, если они  сопровождаются негативным опытом, т.е.  интоксикацией, отравлением, либо проигрышем  -  могут прервать интерес навсегда. Если же они сопровождаются субъективными приятными  либо необычными ощущениями или выигрышем в игре  -  это может привести к желанию повторного использования и развития в последующем патологической зависимости.

Признаками любой химической зависимости является  - рост дозы (толерантности), учащение приемов и синдром отмены (абстиненция). Аналогичные симптомы наблюдаются и при зависимости от азартных игр. Повышаются размеры ставок (рост толерантности), учащается потребность в игре и участие в ней, причем, как и алкоголиков и наркоманов  пусковым механизмом к этому могут быть любые эмоции или впечатления  (положительные, либо отрицательные). При вынужденном прекращении игры, при невозможности её продолжить, также наблюдается синдром отмены  -  реакция перемены настроения и неадекватности поведения, иногда даже спутанность сознания, провалы в памяти,  слабость, астения, апатия, нарушения сна, соматические расстройства, приступы тревоги, страха вплоть до ажитации, чувство вины,  депрессивные расстройства с суицидальными мыслями.

При гамблеризме,   как и при зависимостях от ПАВ можно проследить три стадии игровой аддиктивности. На первой стадии идет вовлечение в азартные игры, участие в них носит  более или менее регулярный характер. Главная мотивация  -  выиграть. Игроман еще  способен контролировать себя, прекратить игру волей и усилием.  На второй стадии идет замена мотивации  -  важнее результата становится сама игра, её процесс. Прекратить играть уже становится проблематично (для этого нужны какие-то форсмажорные обстоятельства извне, либо полное отсутствие денег и невозможность их быстро достать). В третьей стадии  у игрока наблюдается уже социальная дезадаптация. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость,  становятся поверхностными. Затрудняется общение, адаптация в обществе. Появляются уходы из школы, дома,  потеря друзей,  физическое истощение, утомляемость.

Способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращается в цель. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем, но  в случае аддиктивного поведения оно становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в  ловушке постоянного ухода от реальной действительности.

Формы аддикции могут сменять одна другую, что делает иллюзию решения проблем еще устойчивее и сильнее. Это опасно не только для самого аддикта, но и для тех, кто его окружает.  Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности.    
Проблема больных игроманией (гамблеризмом) давно известна в мире, но в силу различных культурных, психологических и  профессиональных подходов отношение к ней различное. Ну, прежде всего,  пока это касается  увлечения самого человека и не отражается  в его психической и социальной дезадаптации, это рассматривается как вариант демократической нормы поведения. Так, в Дании считают игроманию, как следствие распущенности, от которой надо отучать. В ряде других стран азартные игры пытаются запретить, так в Испании, Германии, Голлландии  игроманию считают болезнью и пытаются больным оказывать помощь.

Чаще её оказывают через реабилитационные центры, кризизные отделения, психологические кабинеты, проводя профилактические и  информационные мероприятия, индивидуальную и групповую психотерапию. Так, многие реабилитационные центры в Германии предлагают программы по реорганизации семейного бюджета, оказывают психологическую помощь. В России существуют общества «анонимных игроков», по аналогии с «анонимными алкоголиками»- они не ставят перед собой цель излечения, да и это невозможно в привычном понимании излечения других болезней. Задачей этих обществ является  возможность осознания болезни и адаптация  в социуме, в некоторых случаях они помогают приостановить  зависимость.

В нашей же республике помощь игроманам оказывается в специализированных наркологических центрах, детских психиатрических кабинетах, но надо понимать, что это долгий, трудоёмкий и сложный процесс с применением медикаментозного и психотерапевтического методов  лечения, с обязательным вовлечением в работу членов семьи больного. Это всегда объединенные усилия больного, семьи, медиков, направленные не на излечение болезни, а на решение проблемы, осложняющей жизнь больному и его окружению.
Семья  -  это самый первый институт социализации подростка. 
И.И. Шевандрин выделяет следующие  функции:  воспитательная, хозяйственная, эмоциональная, функция духовного общения, функция первичного социального контроля,  сексуально-эротическая  функция.

Уже в пренатальном периоде ребенок способен воспринимать изменения эмоционального состояния матери.  Ершова Т.Н. и  Микиртумов Б.Е.  отмечают, что эмоциональные расстройства матери могут оказывать патогенное влияние на развитие ребенка, степень устойчивости адаптационных процессов к моменту рождения и последующего взаимодействия с окружающей средой. Дестабилизации эмоционального состояния  способствуют  разные факторы:  повышенная тревожность матери во время беременности, продолжительные стрессы, переживания по поводу нежелательной беременности и др.  Необходимой основой является привязанность матери и ребенка.

Важна эмоциональная стабильность и защищенность, умеренный контроль.

В школе  -  адекватная учебная нагрузка.  Полноценная профилактика невозможна без средств массовой информации. Это должна быть не только развлекательная программа, а познавательная с предложением образцов поведения в обществе «Делать жизнь с кого?».

Повернутость общества к подросткам, работа, отдых.

Неоценимый вклад может внести культура религиозных чувств, если она не ориентирована  от реальности мира.

Список использованных источников:

  1. Гоголева А.В.  Аддиктивное  поведение и его профилактика  -  2-е изд., стер. – М.: Московский  психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 240с.
  2. Алмазов Б.Н.  Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних.    – Свердловск. 1986. -  408с.
  3. Кондрашенко В.Т.  Девиантное поведение у подростков. – Минск: Беларусь, 1988.